ОПИСАНИЕ
образовательной программы среднего профессионального образования –
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Образовательная программа среднего профессионального образования - программа подготовки специалистов среднего звена, реализуемая по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базовая подготовка) представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную ЧПОУ «Колледж экономики и права»а на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 февраля 2018 г. № 69, зарегистрированным в Минюсте РФ 26 февраля 2018 г. № 50137.
Образовательная программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку подготовки выпускников данной специальности.
Образовательная программа включает учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей, рабочие программы практик, акт согласования содержания образовательной программы с работодателями, методические документы, обеспечивающие образовательный процесс по специальности.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Образовательная база приема
|
Наименование квалификации
|
Формы обучения
|
Срок получения образования
|
в очной форме обучения
|
в заочной форме обучения
|
на базе среднего общего образования
|
бухгалтер
|
очная
заочная
|
1 год
10 месяцев
|
2 года
6 месяцев
|
на базе основного общего образования
|
очная
|
2 года
10 месяцев
|
-
|
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
Основными видами профессиональной деятельности выпускников являются:
- документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета активов организации;
- ведение бухгалтерского учета источников формирования активов, выполнение работ по инвентаризации активов и финансовых обязательств организации;
- проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
- составление и использование бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
Обучение студентов осуществляется с использованием современных технологий, обеспечивающих принцип индивидуализации образовательного процесса по всем преподаваемым дисциплинам, в том числе используются проектные технологии, объяснительно-иллюстративное обучение, учебные деловые игры, интерактивные технологии.
ЧПОУ «Колледж экономики и права» ежегодно согласует содержание образовательной программы СПО с работодателями. Ежегодно согласуются рабочие программы профессиональных модулей, комплекты оценочных средств, темы ВКР, программы государственной итоговой аттестации. Ежегодно работодатели привлекаются к работе государственной экзаменационной комиссии в качестве председателей ГЭК, экспертов при проведении демонстрационного экзамена.
В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции.
Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать общими компетенциями (далее - ОК), приведенными в таблице.
№ п/п
|
Общие компетенции
|
ОК 1.
|
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
|
ОК 2.
|
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
|
ОК 3.
|
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
|
ОК 4.
|
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
|
ОК 5.
|
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
|
ОК 6.
|
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей
|
ОК 7.
|
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
|
ОК 8.
|
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности
|
ОК 9.
|
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
|
ОК 10.
|
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
|
ОК 11.
|
Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере
|
Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности (далее - ПК)
№ п/п
|
Профессиональные компетенции
|
ПК 1.1.
|
Обрабатывать первичные бухгалтерские документы
|
ПК 1.2.
|
Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации
|
ПК 1.3.
|
Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы
|
ПК 1.4.
|
Формировать бухгалтерские проводки по учету активов организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета
|
ПК 2.1.
|
Формировать бухгалтерские проводки по учету источников активов организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета
|
ПК 2.2.
|
Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации активов в местах их хранения
|
ПК 2.3.
|
Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета
|
ПК 2.4.
|
Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации
|
ПК 2.5.
|
Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации
|
ПК 2.6.
|
Осуществлять сбор информации о деятельности объекта внутреннего контроля по выполнению требований правовой и нормативной базы и внутренних регламентов
|
ПК 2.7.
|
Выполнять контрольные процедуры и их документирование, готовить и оформлять завершающие материалы по результатам внутреннего контроля
|
ПК 3.1.
|
Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней
|
ПК 3.2.
|
Оформлять платежные документы для перечисления налогов и сборов в бюджет, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям
|
ПК 3.3.
|
Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды и налоговые органы
|
ПК 3.4.
|
Оформлять платежные документы на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды и налоговые органы, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям
|
ПК 4.1.
|
Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период
|
ПК 4.2.
|
Составлять формы бухгалтерской (финансовой) отчетности в установленные законодательством сроки
|
ПК 4.3.
|
Составлять (отчеты) и налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, учитывая отмененный единый социальный налог (ЕСН), отчеты по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, а также формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки
|
ПК 4.4.
|
Проводить контроль и анализ информации об активах и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности
|
ПК 4.5.
|
Принимать участие в составлении бизнес-плана
|
ПК 4.6.
|
Анализировать финансово-хозяйственную деятельность, осуществлять анализ информации, полученной в ходе проведения контрольных процедур, выявление и оценку рисков
|
ПК 4.7.
|
Проводить мониторинг устранения менеджментом выявленных нарушений, недостатков и рисков
|
ПК 5.1.
|
Работать с нормативно-правовыми актами, положениями, инструкциями, другими материалами и документами по ведению кассовых операций
|
ПК 5.2.
|
Осуществлять операции с денежными средствами, ценными бумагами, бланками строгой отчетности
|
ПК 5.3.
|
Работать с формами кассовых и банковских документов
|
ПК 5.4.
|
Оформлять кассовые и банковские документы
|
ПК 5.5.
|
Вести кассовые книги, составлять кассовую отчетность
|
ПК 5.6.
|
Работать с ЭВМ, знать правила ее технической документации
|
Основными сферами деятельности выпускников являются бухгалтерские службы в организациях различных организационно-правовых форм.
Колледж располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической работы обучающихся, предусмотренных учебным планом, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам.
Учебная лаборатория «Информационных технологий в профессиональной деятельности» оснащена:
компьютерами по количеству обучающихся и 1 компьютер преподавателя, которые оснащены оборудованием для выхода в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;
программным обеспечением: операционной системой Windows;
пакетами лицензионных программ: MS Office 2016, СПС КонсультантПлюс, «1С: Бухгалтерия 8.3»;
рабочими местами по количеству обучающихся;
рабочим местом преподавателя, оснащенным мультимедийным оборудованием;
доской для мела;
многофункциональным устройством;
комплектом учебно-методической документации, включающим учебно-методические указания для студентов по проведению практических и лабораторных работ.
Учебная лаборатория «Учебная бухгалтерия»
Оснащена:
автоматизированными рабочими местами бухгалтера по всем объектам учета по количеству обучающихся;
рабочим местом преподавателя, оснащенным мультимедийным оборудованием;
доской для мела;
кассовыми аппаратами;
сейфом;
программным обеспечением: операционной системой Windows;
пакетами лицензионных программ: MS Office 2016, СПС КонсультантПлюс, «1С: Бухгалтерия 8.3»;
комплектом учебно-методической документации.
Реализация образовательной программы в колледже обеспечивается штатными педагогическими работниками, с привлечением внутренних и внешних совместителей.
В колледже 20 штатных преподавателей.Педагогические работники получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности выпускников, 1 раза в 3 года.
Все преподаватели дополнительно прошли повышение квалификации по программам:
«Особенности организации образовательного процесса и доступной среды для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации»;
«Оказание первой помощи в образовательной организации»;
«Современные информационно – коммуникационные технологии в образовательной деятельности».
Все педагогические работники имеют удостоверение о проверке знаний и навыков в области требований охраны труда.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности выпускников, в общем числе педагогических работников, реализующих образовательную программу, составляет не менее 25 процентов
Воспитательная работа в филиале является частью единого образовательного процесс и реализуются в образовательном процессе, в учебном процессе, во внеучебное время.
Цель воспитательной работы - в воспитательном пространстве колледжа создать и поддерживать воспитывающую систему, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
В процессе воспитательной работы используются следующие технологии:
технология коллективного творческого воспитания;
технологии воспитания на основе системного подхода;
технология индивидуализированного (персонифицированного) воспитания;
технология воспитывающего обучения;
технологии воспитания субъектной социальной активности человека;
этнопедагогические технологии.
Основными направлениями воспитательной работы являются:
формирование современного научного мировоззрения и системы базовых ценностей;
развитие студенческого самоуправления;
духовно нравственное воспитание;
патриотическое воспитание;
создание целостной системы, способствующей сохранению и укреплению здоровья;
формирование экологической культуры;
формирование профессионала;
формирование установок толерантного сознания и поведения;
формирование правовой культуры.